Перспективы развития бухгалтерии, бухгалтерского аутсорсинга и возможные проблемы

Добрый день дорогие друзья!
Прежде, чем мы начнем нашу беседу, хочу оговориться. Вся информация, представленная сегодня, получена из открытых источников. Все выводы, которые будут озвучены, это выводы, сделанные специалистами Финансово-правового центра «БарС», нашими коллегами и партнерами.
О том, что такое бухгалтерия и ее значимость на сегодняшний день, знает даже тот, кто очень далек от самой бухгалтерии. Практически любой работающий человек, и не важно собственник бизнеса, руководитель предприятия, наемный работник или индивидуальный предприниматель, в большей или меньшей степени связан с бухгалтерией.
Если не брать во внимание, предпринимателей, которые героически совмещают ведение бизнеса и бухгалтерии единолично, коих на сегодняшний день единицы, то можно выделить три вида ведения бухгалтерского учета:
- Силами штатного бухгалтера (штата бухгалтеров);
- Заключение договора аутсорсинга с фирмой, оказывающей бухгалтерские услуги;
- Привлечение удаленного бухгалтера.
Говорить сегодня о плюсах или минусах перечисленных выше вариантах ведения бухучета, мы не будем. Данный вопрос может стать отдельной темой беседы. Но если кого-то заинтересует данный вопрос, можно обратиться в личку (адрес будет указан в конце статьи)и я могу дать краткий анализ плюсов и минусов каждого из указанных видов ведения бухучета.
Итак, вернемся к теме нашей сегодняшней беседы: «Перспективы развития бухгалтерии, бухгалтерского аутсорсинга и возможные проблемы».
Последнее время, а именно с конца 2018 года и начала 2019 в СМИ, с заметной регулярностью и настойчивостью стала появляется информация о «вымирающих профессиях». Так например:
Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления СКОЛКОВО разработали «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». Один из разделов атласа посвящен «профессиям-пенсионерам», спрос на которые будет неуклонно снижаться к 2020 году, как не соответствующим потребностям лидеров развивающихся высокотехнологичных секторов экономики.
Устаревающей профессией № 1, в данном Атласе числится – Бухгалтер.
Информационно-аналитическое издание фонда исторической перспективы «Столетие» (интернет-газета издаётся с 21 сентября 2004 года)
http://www.stoletie.ru/lenta/eksperty_nazvali_ischezajushhije_professii_135.htm
16.01.2019, опубликовала статью под названием «Эксперты назвали исчезающие профессии», согласно которой «В России в ближайшем будущем не будет таких профессий, как водитель, бухгалтер, продавец, кассир, оператор кол-центров. Людей этих специальностей заменят роботы и специальные сервисы».
Не обошли данную тему и более уважаемые и монстры масс-медиа.
МОСКВА, 16 января. /ТАСС/. «Бухгалтеры, кассиры, водители и операторы кол-центров вошли в список профессий, которые в будущем могут практически исчезнуть ввиду существования заменяющих их сервисов. Такое мнение выразили в среду ТАСС опрошенные эксперты». https://tass.ru/ekonomika/6005275
Сайт «Пятого канала»: Исчезающие профессии: сотрудник ДПС, бухгалтер, тур-агент. Кто придет на смену? https://www.5-tv.ru/news/236215/iscezausie-professii-sotrudnik-dps-buhgalter-turagent-kto-pridet-nasmenu/
Говорить о желтой прессе и соцсетях не приходится.
К весне 2019 года, мы поневоле задумались, а не является ли данные статьи и сообщения «началом конца»? Тем более, что поводы задуматься были уже более чем...!
С одной стороны, массовая «агитация» о том, что бухгалтер – умирающая профессия, и очень навязчивая реклама банков «Удобного онлайн сервиса для ведения бухгалтерского, кадрового и налогового учёта» !!!
С другой стороны, Минтруд России издает приказ от 21.02.2019 № 103н «Об утверждении профессионального стандарта "Бухгалтер"». Документ зарегистрирован в Минюсте 25 марта 2019 года и уже официально опубликован. Из названия видно, что им утвержден новый профессиональный стандарт «Бухгалтер». Наделав много шума и вызвав споры и неоднозначное толкование, сам по себе «Приказ» совсем не облегчает жизнь бухгалтеров.
А чтобы жизнь совсем не показалась медом, 26.01.2018 г. вышло два информационных сообщения Росфинмониторинга о том, что лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги, должны подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, при этом в них отсутствовало уточнение, что данная обязанность касается лишь тех лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами (иным имуществом), указанные в п. 1 ст. 7.1 Закона.
Какие последствия это влечет за собой? Это значит, что все организации/ИП, занимающиеся юридической или бухгалтерской практикой, должны:
- разработать правила внутреннего контроля;
- назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;
- идентифицировать клиентов;
- документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации правил внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер. Основанием для документального фиксирования по сути выступают любые обстоятельства, дающие основания полагать, что сопровождаемые сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (подозрительные операции);
- уведомлять Росфинмониторинг о совершении/возможности совершения клиентом подозрительных сделок - не позднее 3-х рабочих дней, следующих за днем выявления операции (сделки);
- не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом хранить документы и сведения, полученные при исполнении Закона;
- подключиться к личному кабинету на сайте Росфинмониторинга - в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также в целях предоставления в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях.
Таким образом, у юридических и бухгалтерских компаний появляется НОВОЕ большое направление работы – соблюдение требований Закона № 115-ФЗ. Штрафы за нарушение требований Закона высокие, минимум для юридических лиц и ИП – 50 000 руб. (ст. 15.27 КоАП РФ).
Ну и в дополнение вышесказанному, в судебной практике появился опасный прецедент для всех бухгалтеров страны. Суды готовы взыскать с бухгалтера долги компании. Речь идет о Галине Ахмадеевой, с которой пытаются взыскать 5,7 млн руб. (А60-1113/2015, Постановление № 39-П от 08.12.2017). Это самое нашумевшее дело, но увы не единственное.
Ну и конечно ко всему вышеперечисленному нужно добавить «обычные изменения в налоговом законодательстве». (перечень изменений с ссылками можно посмотреть в ….)
Таким образом, как мы видим, жизнь у бухгалтеров становится день ото дня все сложней и сложней. Оплата труда бухгалтера не растет, а вот степень нагрузки и ответственность в разы и разы увеличивается. Отсюда и вопрос: «Как быть дальше? И что делать?»
Мы считаем, что если тенденция будет продолжаться, а признаков улучшения ситуации в сторону «послабления» не наблюдается, то вся «бухгалтерия» будет передана аутсорсинговым компаниям. И вот почему. Во-первых, «проконтролировать» крупную компанию значительно легче, чем «незаметного удаленного бухгалтера». Особенно если эти «крупные компании», например, «наградить» лицензиями, которые естественно будет выдавать «ЦБ». И опля, вы под колпаком у ……!
Но как ни странно именно в этом, то есть в передаче бухгалтерии на аутсорсинг, и кроется выход из сложившейся ситуации. Вернее, не совсем выход, а лишь первый шаг к выходу. И вот почему:
Во-первых, любая аутсорсиноговая компания, оказывающая услуги по ведению бухгалтерии, имеет гораздо больший потенциал, чем даже штат бухгалтеров, но узкоспециализированных согласно профилю своего предприятия.
Во-вторых, самостоятельная компания, в отличие от штатной бухгалтерии, имеет гораздо большую степень свободы для вступления в различные объединения союзы и прочие независимые организации. А это как раз и является вторым шагом для выживания в сложившихся условиях.
И на наш взгляд, наиболее перспективным союзом под чьим флагом стоит объединить свои усилия, это «Профсоюз предпринимателей России». Мы считаем, что, лишь объединившись, объединив свои знания и опыт, а также обмениваясь накопленным опытом, мы сможем адаптироваться и выжить в столь стремительно меняющейся экономической обстановке, которая к сожалению, складывается не на пользу предпринимателей, а соответственно и не в плюс бухгалтерам, без которых, не смотря на указанные выше заверения, предпринимателям не обойтись ну как минимум ближайшие годы.
Директор ООО «Финансово-правового центра «БарС» Малахов Сергей Юрьевич, sm063@inbox.ru